Российские учёные исследуют сверхновую звезду

21 января 2014 года группа наблюдателей во главе с астрономом Стивом Фосси (Университетский колледж Лондона) открыла сверхновую звезду, которой было присвоено имя SN 2014J. Благодаря оперативному включению казанских астрономов в наблюдения этого объекта уже в феврале были получены уникальные данные о новом небесном светиле.

сверхноваяmin.jpg сверхновая2min.jpg сверхновая3min.jpg

SN 2014J была обнаружена Стивом Фосси случайно, во время практических занятий со студентами обсерватории Университетского колледжа Лондона. Важность открытия стала ясна благодаря изучению архивных снимков этой галактики, на которых объект отсутствовал. Эта сверхновая звезда стала самой близкой к нашей планете, из открытых за последние 40 лет.

Сверху: изображение галактики M82 10 декабря 2013 года. Снизу: изображение 22 января 2014 года. Отмечено положение сверхновой SN 2014J

Фото: UCL/University of London Observatory/Steve Fossey/Ben Cooke/Guy Pollack/Matthew Wilde/Thomas Wright

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/SN_2014J

Спектры сверхновой звезды удалось получить в ночь на 23 февраля на российско-турецком телескопе РТТ-150 группой ученых из Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта Казанского федерального университета. Изучение спектров излучающего объекта позволит ученым получить данные о температуре, мощности излучения, химическом составе и других свойствах сверхновой звезды. Телескоп РТТ-150 расположен в Турецкой Национальной обсерватории TUBUTAK.

Изображение сверхновой звезды SN 2014J, сделанное 22 января 2014 года. Фото: NASA/Swift/P. Brown, TAMU

Источник: http://www.nasa.gov/content/goddard/nasa-spacecraft-take-aim-at-nearby-supernova/#.Uw89k8LjiAh

О важности наблюдений сверхновых рассказывает грантодержатель и давний партнер РФФИ, директор Астрономической обсерватории имени В.П. Энгельгардта Юрий Нефедьев: «Эти исследования позволяют дать ответы на вопросы эволюции Вселенной. Дело в том, что в начале образования Вселенной в результате Большого взрыва были образованы только легкие элементы - водород и гелий, а вот все другие химические элементы образовались непосредственно при взрыве сверхновых звезд. Из этих элементов и состоит наша Земля, а также и сам человек. Углерод, из которого состоят все живые организмы на Земле, также мог возникнуть только в недрах сверхновой. Поэтому мы можем с полной уверенностью считать себя «космическими» людьми, состоящими из звездного вещества».

Сверхновая звезда SN 2014J, снимок от 24 января 2014 года. Фото: Adam Block, Mt. Lemmon SkyCenter, U. Arizona

Источник: http://apod.nasa.gov/apod/ap140124.html

Для изучения звезды будет организовано международное научное сотрудничество, в рамках которого вся информация о сверхновой звезде SN 2014J будет концентрироваться в специальных центрах сбора данных. Основным таким центром является Центральное Бюро Астрономических Телеграмм Международного Астрономического Союза (IAU Central Bureau for Astronomical Telegrams), в России такой работой занимаются в Государственном астрономическом институте им.П.К. Штернберга (ГАИШ МГУ), где собраны данные о 3348 внегалактических сверхновых, открытых с 1885 г. по 28 ноября 2005 г., и об их родительских галактиках.