РФФИ и РЖД не зря платят деньги учёным, доказала прошедшая в Москве научная конференция

Подведению итогов годовой работы учёных, выполнявших фундаментальные научные исследования в интересах РЖД, была посвящена двухдневная научная конференция, завершившаяся в среду в Москве. Она была организована совместно ОАО "Российские железные дороги" и Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). Именно эти две организации выделили на паритетной основе деньги на гранты общей суммой почти в 100 млн рублей, и теперь конференция должна была, по словам заместителя директора РФФИ по науке члена-корреспондента РАН Игоря Шеремета, "показать, что те средства, которые выделены на гранты, потрачены с пользой и обеспечат существенное ускорение развития российских железных дорог".

"По сути, в форме научной конференции прошло расширенное заседание совместного экспертного совета РФФИ и РЖД, - отметил он. – Обсуждались научные исследования, получившие финансирование по результатам совместного конкурса, проведённого в прошлом году. Прошёл год работы, первые результаты получены. И на этой конференции они рассматривались не только нашими, но и рядом авторитетных внешних экспертов, что ещё больше повышает объективность оценки того, что сделано исследователями".

История совместного финансирования науки со стороны РФФИ и РЖД отсчитывается с 2011 года, когда был подписан первый договор о сотрудничестве между ними. "РЖД – это наш самый давний, проверенный и опытный партнёр по совместным конкурсам, - подчеркнул замдиректора РФФИ. – Сегодня у нас заключены соглашения о взаимодействии и с Ростехом, и с Росатомом, Роскосмосом, Газпромнефтью и другими структурами – но первым были Российские железные дороги. И все принципы организации совместных конкурсов, совместного финансирования, совместной приёмки результатов работы грантополучателей – все отработаны вместе с РЖД".

Конкурсы двух организаций направлены прежде всего на поддержку исследований с целью улучшения эффективности работы железнодорожного транспорта, оптимального управления перевозочным процессом, обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры, повышения надёжности и безопасности на железных дорогах. Большое место в ставящихся перед исследователями задачах занимает также создание научных базисов для новых видов транспорта, новых материалов и технологий, для конвергентных направлений. Таких, например, как создание научных основ систем управления высокоскоростным движением, спутниковые технологии для навигационного сопровождения железнодорожной инфраструктуры, энергоэффективность, кибербезопасность. В частности, пятью совместными грантами РФФИ и РЖД был поддержан проект грузовой транспортной системы на принципах магнитной левитации.

Многие из профинансированных проектов уже взяты на вооружение, то есть перешли от стадии фундаментальных исследований в область прикладной науки, а то и опытно-конструкторских работ. На их основе сегодня разрабатываются технологии, создаются перспективные материалы и новая техника для железнодорожного транспорта.

"РЖД всегда отличались самым высоким процентом выхода в практику результатов, полученных по грантам, - подчеркнул Игорь Шеремет. – По оценкам двух-, трёхлетней давности, порядка 23% результатов ушло в опытно-конструкторские работы, которые уже выполняют производственные организации. При том, что в среднем по миру освоение результатов фундаментальных исследований составляет всего 5 - 10%".

Таким образом, РФФИ и РЖД не зря платят деньги учёным, – подвёл итог научной конференции заместитель директора Российского фонда фундаментальных исследований.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Помог ли вам материал?
0    0