Искрит на стыке

p50s07.jpg p50s07--2.jpg

НОВЫЙ КОНКУРС ВЫЯВИЛ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОРЫВА

Увеличение доли междисциплинарных фундаментальных исследований было заявлено в качестве одной из основных целей произошедшего год назад присоединения к Российскому фонду фундаментальных исследований (РФФИ) Российского гуманитарного научного фонда. Выполняя поставленную Правительством РФ задачу, объединенный Фонд провел целый ряд конкурсов, рассчитанных на поддержку междисциплинарных исследований в рамках приоритетов Стратегии научно-технологического развития, включая и совместные с промышленными и региональными партнерами для получения фундаментальных научных знаний, необходимых для решения стоящих перед ними практических задач. В нынешнем году была пройдена еще одна очень серьезная веха - состоялся конкурс на лучшие комплексные междисциплинарные инициативные проекты по естественно-научным и социо-гуманитарным направлениям под кодовым названием “Конвергенция”.

Член-корреспондент Академии наук, директор Института психологии РАН Дмитрий УШАКОВ, который курировал это мероприятие от бюро Совета РФФИ, рассказал о том, как оно было организовано и какие интересные моменты выяснились в ходе экспертизы заявок.

- Дмитрий Викторович, какова была основная идея конкурса?

- Фонд ставил своей целью создать новые возможности сотрудничества представителей естественно-научных и социо-гуманитарных дисциплин, помочь заинтересованным друг в друге командам, в том числе из разных организаций, выйти на новый уровень взаимодействия.

Взаимопонимание гуманитариев и естественников - вопрос непростой. Одна из очевидных проблем - нахождение общего языка, поскольку стиль мышления очень разный. Вторая трудность - организационные рамки: ученые большей частью “варятся в соку” своей собственной научной дисциплины. Организационное закрепление междисциплинарных отношений иногда происходит: хороший пример - Центральный экономико-математический институт. Но это случается нечасто.

Конкурс РФФИ “Конвергенция” призван стимулировать гуманитариев и естественников к налаживанию междисциплинарных связей и помочь им институционализировать отношения на период выполнения гранта.

- Как была организована экспертиза?

- Желающие участвовать в конкурсе должны были подать заявки как минимум от двух команд, чтобы в комплексный проект входили предложения и по естественно-научным, и по социо-гуманитарным направлениям. Вначале каждый из проектов оценивался двумя профильными экспертами, гуманитарии рецензировали гуманитариев, а естественники - естественников. Во второй тур проходили только те комплексные проекты, в которых высокую оценку на первом уровне получили все составляющие.

На втором этапе проект оценивался уже в целом, по всему спектру обозначенных проблем: насколько они важны и интересны, будет ли плодотворна предложенная кооперация.

- Как создавались команды для выполнения комплексных проектов? Объединившиеся группы уже взаимодействовали раньше, имели совместные работы?

- Часто междисциплинарное взаимодействие начинается с неформального знакомства ученых. Потом проходят более прицельные обсуждения, которые выводят на формулировку научной проблемы, после чего уже включаются поиски возможности провести исследование. Конкурс “Конвергенция” нацелен как раз на поддержку ранней стадии взаимодействия, для которого пока не создано подходящих институциональных рамок. Поэтому мы предполагаем, что между коллективами большинства заявителей ранее были контакты лишь на неформальном уровне. Но, конечно, точной информацией о том, как участники конкурса договаривались о подготовке заявок, могут поделиться только они сами.

- Устанавливались ли квоты для различных направлений?

- Нет, в расчет брались только оценки экспертов. Как определить, по каким наукам - естественным или социо-гуманитарным - вести квотирование?

- Расскажите об итогах конкурса. Сколько грантов распределено? Каков их размер? Когда коллективы приступят к работе?

- На конкурс были поданы 958 заявок, входивших в 438 комплексных проекта. Распределены 38 грантов. Таким образом, конкурс составлял почти 12 комплексных проектов на грант. После первого этапа экспертизы число участников сократилось втрое, но все равно осталось на серьезном уровне - четыре заявки на место.

Размер гранта - 5-6 миллионов рублей на два года (2,5-3 миллиона в год). На обычные инициативные проекты в РФФИ выделяется около миллиона рублей ежегодно в течение трех лет. Здесь финансирование побольше, поскольку в выполнении каждого комплексного проекта участвует несколько научных групп. Как видно из диаграммы, в большинстве работ задействованы два коллектива, реже встречается вариант, когда их три и тем более четыре, и есть один случай, когда шесть (проект по Арктике).

С победителями уже заключаются контракты, начинается выплата средств.

- Какие интересные тренды выявил конкурс?

- Первое. Оказалось, что многие ученые заинтересованы в новых междисциплинарных контактах. Почти тысяча коллективов, приславших заявки, - это серьезно. Значит, гуманитарии умеют находить общий язык с естественниками, когда для этого складываются условия.

Пришло немало сильных заявок - после первого тура экспертизы, когда были отброшены все проекты, содержащие хотя бы одну слабую заявку, конкурс все еще оставался четыре к одному.

Участники проекта, как правило, работают в разных институтах, а часто и в разных городах. Кстати, на конкурсе не было подавляющего преобладания заявок из Москвы и Московской области. Так, Приволжский округ прислал почти столько же заявок.

Второе. Итоги конкурса дают материал для анализа отношений между дисциплинами. Заранее было трудно предугадать, какие естественные науки окажутся наиболее востребованными гуманитариями. Так, после секвенирования генома человека, которое позволило по-новому взглянуть на антропогенез и узнать много интересного из области психологии, увеличился интерес гуманитариев к генетикам. Достижения физиков позволяют визуализировать работу головного мозга, что очень важно для психологов, лингвистов, экономистов. Физика и химия создают важные средства анализа артефактов для археологов и антропологов. Математики разработали в интересах гуманитарных наук многие направления статистики. При этом востребованы гуманитариями и другие разделы математики, например, теория игр и теория графов.

Так что заявки от биологов, физиков, химиков, математиков были вполне ожидаемы. Но первое место по востребованности у гуманитариев заняли не эти дисциплины, а инфокоммуникационные технологии и вычислительные системы. Этот результат виден из приведенной таблицы.

- Чем вы объясняете популярность у гуманитариев инфокоммуникационных технологий?

- Возьмем такую область информатики, как искусственный интеллект. Можно выделить три линии его взаимодействия с социо-гуманитарными науками. Во-первых, происходит взаимное обогащение фундаментальных моделей. Так, широко применяемые сегодня в информатике нейросети глубинного научения имеют корни в гуманитарных науках, психолого-философском ассоцианизме, который потом повлиял на Павловскую теорию условных рефлексов, американские теории оперантного научения и через представление о синапсе Хебба привел к первым моделям формальных нейронных сетей. А когнитивная наука впитала идеологию вычислительных устройств и спроецировала ее на человека. Да и в обработке данных гуманитарных исследований искусственный интеллект играет все возрастающую роль.

Во-вторых, технологии искусственного интеллекта применяются и для решения собственно гуманитарных проблем. Хороший пример - “умные помощники”, способные к речевому взаимодействию с человеком и используемые в мобильных устройствах. На их основе уже идет работа по созданию ассистентов юристов, компьютерных психотерапевтов и прочих устройств, которые могут быть полезны в решении гуманитарных задач. То же можно сказать и об устройствах, автоматически анализирующих выражение лица и на этой основе делающих выводы об эмоциональном состоянии человека.

В-третьих, важна социо-гуманитарная проработка проблем, связанных с внедрением систем искусственного интеллекта. Недавно в наш институт приезжали представители фирмы Renault. Обсуждались задачи, связанные с разработкой и применением беспилотных автомобилей - едва ли не самым большим вызовом современному автопрому. Одна из проблем состоит в том, что моменты, когда человек передает свои функции автомату и когда принимает у него управление, чреваты проблемами. В первом случае водитель теряет иллюзию контроля и начинает нервничать, во втором он, привыкнув, что за него кто-то решает, вдруг оказывается перед необходимостью резко перестроиться. Подготовить человека к этим ситуациям - задача для психологов.

Есть чем заняться философам и юристам. Представим себе такой случай: дорогу беспилотнику переходит беременная женщина с коляской. Избежать столкновения можно, только вывернув на обочину и сбив двух мужчин. Какой вариант выбрать? Подобные решения необходимо “зашить” в программу.

С автоматически пилотируемыми самолетами проблема становится еще острее, а ответственность - выше. А ведь искусственный интеллект продолжает развиваться, и начинает просматриваться перспектива появления устройств, выполняющих еще более сложные, чем вождение и пилотирование, человеческие функции. Все это требует очень серьезной социо-гуманитарной проработки.

Понятно, что инфокоммуникационные технологии не исчерпываются возможностями искусственного интеллекта. Но уже и на его примере видно, насколько широки поля для совместной работы. Есть ощущение, что этот стык (гуманитарные науки - инфокоммуникационные технологии) - нечто искрящее. Поэтому есть большая потребность в развитии таких контактов.

- Не могли бы вы привести примеры неожиданного комплексирования областей науки в выигравших проектах и рассказать о результатах, которые предполагается получить с использованием этих комбинаций?

- Было довольно много интересных предложений, выделить самые-самые непросто. Ну, например, историки с медиками изучат источники жизнестойкости людей на материале населения Европы в 1914-1922 гг. и при нахождении на территории арктического и приарктического регионов РФ в наши дни. Палеогеографы с археологами проанализируют влияние климатических изменений в плейстоцене на расселение древнего человека на западе Центральной Азии и Алтае и интенсификацию его культурного развития, а биогеографы с экономистами спроецируют эти отношения на будущее и смоделируют расселение на территории Азиатской России в XXI веке в зависимости от прогнозируемых глобальных климатических изменений.

Психологи с нейрофизиологами проверят возможность модуляции озарения при решении творческих задач за счет электромагнитного воздействия на определенные зоны мозга. Информатики с социологами и экономистами предложили моделирование технологических и социально-экономических решений для “умного города”.

Так что проекты разнообразны, как и вообще возможности сотрудничества гуманитариев с естественниками.

- Планируется ли продолжать и развивать это направление работы Фонда?

- Конкурс “Конвергенция” - своего рода эксперимент. Спешить с выводами пока не стоит: дальнейшие перспективы будут обсуждаться на следующем этапе, когда появятся результаты выполнения проектов. По итогам работы планируется провести конференцию, на которой мы обсудим, что получилось и куда двигаться.

Подготовила Надежда ВОЛЧКОВА

Фото и иллюстрации предоставлены Д.Ушаковым

 

 

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Помог ли вам материал?
0    0