Новое измерение

Исследователям стоит быть всесторонне внимательными

В конце сентября на полях заседаний совета Международной ассоциации академий наук (МААН) состоялся научный форум «Опыт многосторонних исследований в евразийском измерении». Его организаторами стали Российский центр научной информации (ещё недавно – РФФИ) и Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», что позволило участникам совершить интереснейшую экскурсию по лабораториям и установкам этой уникальной научной структуры. Учёные, которых в этот раз попросили выполнить роль гидов, избегали терминов где могли – ядерщиков среди гостей маловато было. Все больше представители дипломатического корпуса, вузовские профессора и сотрудники академических институтов стран, входящих в МААН. Экспонатами, возле которых задерживались группы, были токамаки разных десятилетий, синхротрон, станции, на которых измеряют константы очень тонких процессов, без которых нельзя прогнозировать поведение молекулярных, биологических структур, макеты строящихся комплексов. Нам довелось даже прикоснуться к историческому наследию, первому в Евразии отечественному реактору, о котором, как о человеке, с гордостью говорили: долгожитель. Он проработал с 1946-го по 2012 годы, отключён, но до сих пор хранит в себе 48 тонн урана и при желании может ещё долго служить исследовательским целям. Рядом с его серой ребристой кладкой деликатно размещены копии исторически важных документов и черно-белые фото исследователей, чьими усилиями и делалась великая наука.

Снимков возле мемориальных экспонатов было немного. Но в зале возле токамака, кивнув на один из них, наш «гид» поинтересовался: «А вы слышали историю Олега Александровича Лаврентьева?» И, поняв по невнятности реакции, что «напомнить не лишне», рассказал:

– 1949 год. Молодой сержант Олег Лаврентьев сильно удивлял командиров своей страстью: он выписывает много технической литературы и даже журнал АН СССР «Успехи физических наук». А ведь до лета 1941-го Олег успел закончить всего 7 классов, потом Псков, где он жил с родителями, оккупировали немцы. А когда в 1944-м советская армия город освободила, едва достигший 18-летия Олег ушёл на фронт… Воевал до Победы, после отправлен на Дальний Восток, в местечко Поронайск. Там начальство и предложило ему рассказать сослуживцам, чем он так увлечён. Сержант Лаврентьев попросил на подготовку три дня и прочёл доклад о перспективах атомной энергии.

Лаврентьеву его идеи о том, как сделать ловушки для удержания горячей плазмы и как сконструировать ядерную бомбу, посоветовали изложить в адрес ЦК ВКП(б). Письмо его, естественно, сразу попало в руки Лаврентию Павловичу. Берия дал почитать его молодому учёному Андрею Сахарову, который тут же пошёл к у Игорю Тамму, будущему нобелевскому лауреату: мол, мысль здравая. Словом, летом 1950-го, успешно сдав вступительные экзамены на физфак МГУ, Олег Лаврентьев приступил к освоению математики под присмотром кандидата наук Александра Самарского, будущего академика. По окончании вуза Олег Александрович получил распределение в Харьковский физико-технический институт, а дальше его жизнь стала… секретной. Только в 2001 году в том самом академическом журнале «Успехи физических наук» опубликовали цикл статей о работах Олега Лаврентьева. На основе рассекреченных материалов из архива Президента РФ он официально признан автором идеи термоядерного синтеза и водородной бомбы. Академики Игорь Евгеньевич Тамм и Андрей Дмитриевич Сахаров, другие видные учёные документально подтвердили, что свои идеи Лаврентьев выдвинул до каких-либо публикаций по этой проблеме.

Я слушала этот рассказ и вспоминала споры о том, как в стране строить социальные лифты, чтобы будущие учёные со школьных лет могли быстрее подниматься к вершинам своих успехов. Лифты, безусловно, нужны, но нельзя, чтобы нам память отшибало. Знать и рассказывать надо молодёжи о таких личностях, как Олег Александрович Лаврентьев. Его вырастила не «фабрика звёзд», а отец с двумя классами церковно-приходской школы, служивший делопроизводителем на заводе «Выдвиженец», производившим льнообрабатывающие машины, и мама – медсестра, у которой таких классов было аж четыре. Жили они в провинциальном Пскове, а вот воспитали же в сыне тягу к знаниям, способность их впитывать, а потом и самостоятельно исследовать мир. Видно, верные ориентиры были тогда у семьи и государства, где дети мечтали стать учёными, а не квалифицированными потребителями.

Как бы нам почаще вспоминать эту историю своей страны – всем полезно будет. В Курчатовском институте, похоже, это поняли, не зря на ряде площадок нам кроме как о научных достижениях и планах говорили и о подобных судьбах.

Но вернёмся к самому форуму. Его участников приветствовали Совет Федерации и Госдума, а глава НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук в своём приветствии подчеркнул, что очень важно учесть опыт выполнения программы Евразийской ассоциации поддержки научных исследований (ЕАПИ), инициированной РФФИ.

Первую сессию, как объявил модератор мероприятия, начальник Управления международных связей РЦНИ (РФФИ) Александр Усольцев, посвятили теме «Научная дипломатия в евразийском измерении». Речь на ней шла о том, как сейчас отвечать на международные вызовы, как формировать комплексную стратегию развития большого Евразийского экономического партнёрства. Руководитель РЦНИ, вице-президент НИЦ «Курчатовский институт» академик РАН Владислав Панченко напомнил, что прозвучавшее в мае нынешнего года заявление Президента РФ Владимира Путина о формировании Большой Евразии содержит призыв выработать комплексную стратегию развития большого Евразийского экономического партнёрства. Оно подразумевает сотрудничество в рамках ЕврАзЭС, БРИКС, ШОС, МААН, ЕАПИ. Требуется осмыслить опыт взаимодействия учёных не только в относительно спокойные годы, но и в ситуации, с которой столкнулась Россия и её партнёры после февраля 2022 года. Такого не было, подчеркнул академик, даже во времена холодной войны. Сейчас зарубежным учёным запрещено на правительственном уровне работать с российскими структурами. Преподаватели из Сколтеха десятками уезжают, потому что только за то, что они коллеги русских, им грозят штрафы до 150-200 тысяч долларов или евро и дальнейшее уголовное преследование с перспективой до 10 лет тюремного заключения. Поэтому и надо серьёзно думать, как использовать все ресурсы, весь опыт, например, Пагоушского движения, которое остановило эскалацию ядерных испытаний, для выравнивания взаимодействия учёных.

Представитель Белоруссии Алексей Кубрин, заместитель госсекретаря Союзного государства, тоже заметил, что сегодня наука является значимым элементом, способным повлиять на дальнейшее развитие не только мировой экономики, но всей системы международных отношений. По его мнению, исследовательские программы, реализуемые в рамках Союзного государства, могут приобрести абсолютно новые качество и эффективность благодаря вовлечению в этот процесс всех академий и структур, входящих в ЕАПИ и МААН. Конкретно о путях формирования большого Евразийского партнёрства говорил член коллегии, министр по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии академик РАН Сергей Глазьев. Запомнились его слова, что главы государств в планах до 2025 года в Евразийском экономическом союзе формируют основы нового мирохозяйственного уклада. Кроме целей создания общебиржевого пространства, общей системы ценообразования, ориентированной на наши рынки, торговли в национальных валютах, они придают огромное значение развитию в ближайшие годы совместных научных исследований и системы образования. Причём особенно много работы предстоит в деле научно-технического сотрудничества. Его надо наполнить конкретным содержанием.

Дальше в дискуссии об этой работе приняли активное участие заместитель министра науки и высшего образования РФ Наталья Бочарова, вице-президент Вьетнамской академии наук и технологий Чан Туан Ань, членкор АН Белоруссии Петр Витязь, директор Института востоковедения РАН академик Виталий Наумкин, представители дипкорпуса, вузов и финансирующих науку структур Монголии, Киргизии, Абхазии и Узбекистана. Многие, кстати, очень тепло отзывались о сотрудничестве с РФФИ, сетуя, что, видимо, теперь оно закончилось.

Услышав это, академик Владислав Панченко разъяснил коллегам, что РЦНИ является, по сути, преемником РФФИ.

«Перемены связаны с тем, что основные функции фонда, который успешно работал 30 лет, пора менять. Он выполнил свою миссию. Сейчас его переформируют, но все лучшие компетенции, которые помогали нам с вами взаимодействовать, мы не потеряем. Однако понимание трудностей перемен в этот момент должно присутствовать. Нам требуется реальное объединение усилий: технологических и организационных возможностей, проведение совместных исследований. У нас прямо в уставе РНЦИ прописана поддержка научной дипломатии. Нам нужны большие евразийские конференции, симпозиумы, на которых мы сможем находить общие решения наших проблем. Крайне важным я считаю создание единого журнала по научно-техническому взаимодействию наших стран, чтобы с большей динамикой регулярно освещать совместную исследовательскую работу. Перспективы тут огромные: Евразия – это свыше 90 государств с населением 5,4 миллиарда человек. Это огромная сила!»

Впечатляющие возможности сотрудничества видит в реализации программы ЕАПИ и деятельности МААН академик РАН Александр Чубарьян. Он уверен, что научная дипломатия – в основе функционирования этих международных структур.

«Да в ХIХ и ХХ веках вектор нашего внимания был направлен в сторону Европы, но сегодня крайне важно развивать взаимодействие на евразийском пространстве. Плюс нельзя забывать и о коллегах из Африки. Нам вместе пора спокойно обсудить, что такое наш современный мир. Мы видим, что старый рушится, а каким может стать новый? Какие идеальные параметры есть смысл заложить в его формат? Подобные вопросы могут стать темами исследований силами именно международных команд. К ним должен быть особый интерес у учёных бывшего советского пространства. На этой огромной территории идут трудный поиск национальной идентичности, формирование новых подходов ко всем сторонам внутренней и внешней жизни каждого государства. В такой период очень важно сохранять сотрудничество, понимать идущие процессы, участвовать в них и видеть перспективы. Нам придётся признать, что мы очень различны и что соединение представителей наших стран в какой-то один исследовательский центр непростая задача. К ней надо подходить с учётом национальных особенностей, с уважением друг к другу. Только тогда будет результат. Например, вот уже почти 20 лет в рамках МААН у нас существует Международная ассоциация директоров институтов истории стран СНГ. Мы с коллегами собираемся каждый год и стараемся проявлять важные для научной дипломатии принципы взаимодействия: демонстрируем учёт национальных интересов, общие подходы и готовность к компромиссу. Эти три компонента чрезвычайно важны сегодня. Они позволяют обсуждать самые спорные вопросы.

Смысл научной дипломатии в том и состоит: помогать выработать совместное решение, не отрицая трудных моментов, которые были и есть. Например, мы обсуждали советский период, пребывание народов в составе Российской империи – есть разные трактовки в разных учебниках, многие даже называют этот период колониальным. Мы обсуждали этот тезис, мы пытались прийти к единому понимаю, что такое империя, какие они бывают. Чем, например, российская отличалась от тех, что образовывали Англия, Франция? Обсуждали и отношение к Великой Отечественной войне – это нужно делать. В рамках Евразийского сотрудничества с представителями СНГ мы могли продолжить дискуссию.

Считаю, надо подготовить экспертную группу для проработки и таких вопросов, как что такое многополярный мир, что такое новый мировой порядок. Научная дипломатия позволяет не только трезво оценивать настоящее, но и прогнозировать будущее, особенно если мы подключим к обсуждению дипломатический корпус наших стран. Я считаю, что при МААН надо создать группу экспертов или центр, специалисты которого прицельно бы занялись проблемами научной дипломатии евразийства».

Темой второй панельной сессии стал опыт поддержки многосторонних исследований. Первым выступил президент МФТИ академик Николай Кудрявцев, рассказавший не только о достижениях своего вуза (50 поисковых лабораторий, из них 21 создана вместе с институтами РАН; проходной балл на один предмет – выше 97; блестящие наработки по обучению студентов из стран, входящих в МААН), но и о его будущем, в частности, о стартующем проекте технологическая платформа «Идентификация новых мишеней – мембранных белков и комплексов». Реализовывать проект МФТИ будет совместно с институтами Белоруссии.

Запомнилось ещё выступление профессора ЮФУ Владимира Чистякова. Просто и увлечённо он рассказал о проекте, осуществляемом совместно специалистами Южного федерального университета с коллегами из Института микробиологии АН Республики Узбекистан и Национального аграрного университета Армении. Они создают пробиотики направленного действия для выращивания рыб, моллюсков, заодно перенимая друг у друга полезные новшества в организации науки.

Членкор РАН Ирина Семененко (ИМЭМО) обратила внимание и учёных, и МОН на необходимость евразийских социогуманитарных проектов:

«Молодое поколение мало знает о том, что собой представляют соседи России, что происходит в наших территориально и исторически связанных друг с другом странах. Нужны даже не программы, а научно-образовательные хабы. Их можно организовать совместно, например, на Алтае, Южном Кавказе, в Прикаспии. Здесь была бы эффективна перекрёстная подготовка специалистов-страноведов. Речь не просто о переводчиках, речь о знатоках истории, менталитета, территорий во всех аспектах. И второй вопрос – развитие школьно-университетского образования на пространстве стран МААН. С помощью таких точечных инициатив мы могли бы реально продвинуть наше взаимодействие».

Завершая мероприятие, Александр Усольцев сообщил, что на проект резолюции форума, который был разослан участникам, поступили замечания, которые будут учтены и помогут правильно организовать взаимодействие, станут залогом продуктивной совместной работы.

Елизавета Понарина

Источник: Газета «Поиск»
Фото: Николай Степаненков

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Помог ли вам материал?
-1    2