Исследование восприятия многозначной информации на примере двойственных изображений

Номер гранта:08-06-00397
Область научного знания:естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках
Тип конкурса: («а» (до 2016))(«а») инициативные научные проекты
Год выполнения:2008г.
Руководитель: Филиппова М.Г.
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

Проект направлен на экспериментальную проверку теоретической модели, описывающей работу когнитивного механизма, способного классифицировать значения многозначной информации на подлежащие и неподлежащие осознанию. Предполагается, что неосознание каких-либо значений многозначной информации является результатом активной работы этого механизма (а не пассивным процессом), поэтому оно (неосознание) вызывает интерференционные эффекты при параллельном с ним осуществлении сознательной деятельности (в наших экспериментах ? с решением когнитивных задач). Также проверяется предположение о том, что выбор значения, подлежащего осознанию, и отвержение остальных значений происходит уже на уровне подпорогового восприятия. Основные положения проверяемой модели логически вытекают из проведенных нами ранее работ. В качестве метода исследования выступает измененная версия экспериментальной парадигмы прайминга: измеряется скорость и точность решения испытуемыми когнитивных задач, «подсказкой» для решения которых служат не традиционно используемые вербальные стимулы, а двойственные изображения, предполагающие совмещение двух смыслов в одном объекте.

Аннотация к отчету по результатам реализации проекта:

Для проверки теоретической модели, сформированной по результатам наших предыдущих исследований и описывающей процесс восприятия многозначной информации, было реализовано 3 эксперимента. Результаты этих экспериментов подтвердили наши ожидания относительно интерференционного влияния хорошо известных, но неосознаваемых, значений многозначной информации на выполнение человеком текущей сознательной деятельности. Такое интерференционное влияние проявляется, во-первых, в снижении скорости и точности работы испытуемых с информацией, непосредственно связанной с неосознаваемыми значениями, и, во-вторых, - в небольшом (но, тем не менее, значимом) снижении скорости любой другой сознательной деятельности, которая осуществляется при наличии неосознаваемых значений. Эти данные подкрепляют теорию профессора В. М. Аллахвердова, согласно которой неосознаваемые значения многозначной информации являются не просто незамеченными испытуемыми, а негативно ими выбранными. Упомянутая теория предполагает, что причиной «негативного выбора» является противоречие воспринимаемых фактов созданной в сознании картине мира. Наш же вклад в данную теорию состоит в выдвижении и проверке идеи о том, что «негативный выбор» предполагает процесс удержания «незамеченных значений» в неосознаваемом состоянии и сопровождается интерференционными эффектами при параллельном с ним осуществлении сознательной деятельности (в наших экспериментах - с задачей лексического решения). Для проверки того, кроется ли причина обнаруженной интерференции именно в противоречии поступающей информации созданной в сознании картине мира, а не, к примеру, в самом факте неосознанности или объеме одновременно предъявляемой информации, проведены два контрольных эксперимента. В одном из них вместо многозначных изображений использовалась экспозиция испытуемым двух одновременно предъявляемых однозначных рисунков (разных значений исходных многозначных изображений без двойственности); во втором – однозначных изображений, предъявляемых на подпороговом уровне. Как только мы разделили многозначное изображение на 2 однозначных рисунка (один из которых служил дистрактором), картина изменилась: дистрактор и целевой стимул создают легкую путаницу, в результате которой исчезает традиционный прайминг-эффект, состоящий в уменьшении времени обработки информации, связанной с прежним контекстом. Так, стимул, воспринятый невнимательным образом смешивается с целевым стимулом (воспринятыми внимательно), чего не происходит при восприятии многозначности, когда осознаваемое и неосознаваемое значение четко разделены: работа с информацией, связанной с осознаваемым значением, осуществляется быстро и с незначительным количеством ошибок; работа же с информацией, связанной с неосознанным значением, - долго и с большим количеством ошибок. Неосознание однозначных подпороговых изображений вообще не оказывает негативного влияния на эффективность (скорость и точность) текущей сознательной деятельности. Напротив, кроме отсутствия общего негативного влияния на все экспериментальные задачи, однозначные подпороговые изображения способствуют обработке информации, имеющей к ним непосредственное отношение. Полученные результаты говорят о том, что неосознание однозначной информации не требует психических ресурсов: в случае если стимул не может быть осознан в силу своих физических свойств или недостатка уделяемого ему внимания, наличие неосознаваемых значений не вызывает тех интерференционных эффектов, которые наблюдаются в случае, если воспринимаемая информация противоречит ранее осознанной, как при восприятии многозначности.
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции. по состоянию на 16.12.2017.
Помог ли вам материал?
0    0