Ученые выяснили, сколько раз за 9000 лет горели сибирские торфяники

Ученые Московского университета с коллегами реконструировали историю возгораний торфяников в Красноярском крае. Исследователи воссоздали динамику пожаров в среднетаежных ландшафтах. Чтобы это сделать, специалисты исследовали содержание макроскопических частиц угля.

Пожары – это естественный циклический фактор, который регулирует функционирование экосистем. Торфяные почвы являются уникальными архивами с тысячелетней информацией о климатических и экологических изменениях. Изучение особенностей формирования торфяных залежей, пирогенной истории – важный этап в понимании функционирования экосистем.

Основная идея исследования заключалась в том, чтобы проследить изменения состава торфа, его химических свойств с течением времени, а также определить и идентифицировать маркеры пирогенеза или процесса, которые возникает в природных ландшафтах под действием огня.

Исследование помогло воссоздать динамику пожаров в среднетаежных ландшафтах. Для этого ученые использовали радиоуглеродное датирование и исследовали содержание макроскопических частиц угля. Оказалось, что за 9 000 лет изученные торфяники от 11 до 14 раз подвергались пожарам, а максимальное накопление частиц угля происходило в Атлантический и Субатлантический периоды.

Эксперты отметили высокое содержание углистых частиц в нижних горизонтах торфов. Это может свидетельствовать о пожарах, которые привели к первоначальному заболачиванию территорий. Выявленные пирогенные признаки изученных торфов отражают современное развитие болот и их отдельные этапы. Влияние пожаров на почвенное органическое вещество проявляется в увеличении ароматических структур или непредельных углеводородов в его составе. Ученые также установили значимую корреляцию между содержанием полициклических ароматических углеводородов с макрочастицами угля и с ароматическими структурами органического вещества в слоях торфа.

«Увеличение содержания частиц древесного угля, ПАУ, ароматических фрагментов в составе почвенного органического вещества торфяных горизонтов могут служить надежными «маркерами» пирогенного воздействия на торфяные почвы», — рассказал один из авторов исследования, профессор кафедры физики и мелиорации почв факультета почвоведения МГУ, в.н.с. Института биологии Коми НЦ УрО РАН, руководитель междисциплинарного проекта РФФИ (19-29-05111мк) Алексей Дымов.

В исследовании приняли участие ученые МГУ имени М.В. Ломоносова, Института биологии Коми научного центра УрО РАН, Санкт-Петербургского государственного университета, Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина, Института леса им. В.Н. Сукачева СО РАН.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Plants».

Источник: МГУ