Пресса об РФФИ

Новосибирские учёные разработают новые методы прогноза разрушения механизмов из-за трения

Результаты исследования помогут создать новые материалы для конкретных условий эксплуатации и повысить срок службы механизмов на железных дорогах.

Коллектив учёных из Новосибирского государственного технического университета (НГТУ), выигравших молодёжный грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), займётся изучением эволюции структуры и свойств в поверхностных слоях рельсовых сталей в процессе трения с использованием синхротронного излучения (СИ). Проведённые исследования позволят предупредить износ и разрушение узлов трения, сообщил ТАСС в понедельник аспирант кафедры материаловедения в машиностроении НГТУ Кемал Эмурлаев.

«Взаимодействие различных пар трения, например, «колесо-рельс», как правило, изучается методами исследования структуры материала при помощи дифракции рентгеновского излучения микроскопии на специально приготовленных образцах. Что касается применения синхротронного излучения, то его свойства обеспечивают высокую временную разрешающую способность и позволяют получать информацию о текущем состоянии изделия с частотой в несколько сотен измерений в секунду, это значительно больше чем при использовании классических дифрактометров», — отметил Эмурлаев.

По словам учёного, использование синхротронного излучения для анализа процессов фрикционного взаимодействия позволит исследовать множество микроструктурных параметров вещества. В свою очередь, это даст возможность внести ясность в понимание природы изнашивания материалов, а также внести корректировки в эксплуатацию современных материалов и открыть возможности для разработки новых.

«Над проектом работает группа молодых учёных из НГТУ. Эксперименты выполняются на базе Института ядерной физики Сибирского отделения РАН. Кроме того, ряд исследований был ранее проведён в Европейском центре синхротронного излучения, расположенный в Гренобле (Франция)», — сказал Эмурлаев.

Он добавил, что результаты исследования могут быть направлены на корректировки условий эксплуатации имеющихся сплавов, а также на разработку новых материалов для конкретных условий эксплуатации. Совокупность полученных данных о быстропротекающих структурных изменениях позволят повысить безопасность при использовании различных механизмов гражданского транспорта, в горнодобывающей промышленности и прочих отраслях.

«Согласно данным РЖД, железнодорожная отрасль выполняет более 40% и 25% всего грузо- и пассажирооборота в России. Ежегодный рост объёма грузоперевозок и интенсивности движения приводит к износу системы «колесо-рельс», а также к существенному износу стрелочных переводов. Предупреждение разрушений материалов здесь становится важной задачей», — рассказал Эмурлаев, добавив, что молодёжный грант РФФИ, предоставленный на два года, составляет 600 тыс. рублей в год.

Источник: ТАСС
Фото: Ulrike Leone / Pixabay

Президент России
Правительство Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская академия наук
Российский научный фонд
Фонд перспективных исследований