Газета «Коммерсантъ» (г. Москва), 04.12.2019
Дата публикации: 09.04.2020
Подведены итоги первого совместного конкурса двух фондов.27 ноября на сайте Российского фонда фундаментальных исследований были опубликованы результаты первого совместного конкурса РФФИ и фонда «Талант и успех» «Наставник» – научных исследований молодых учёных под руководством ведущего учёного-наставника на базе созданного научно-технологического университета «Сириус». Сам университет был представлен общественности в июле 2019 года. Приём заявок проходил три недели – с сентября по октябрь 2019 года и включал в себя направления фундаментальной науки, попадающие в фокус нового научно-технологического университета «Сириус»: генетика и науки о жизни, когнитивные исследования в области образования, информационные технологии и искусственный интеллект. Всего было подано 324 заявки, из которых по результатам экспертизы грантовую поддержку получил 41 проект. Сумма в размере 3–5 млн руб. в год рассчитана на двухлетний цикл исследования. А коллектив молодых учёных (до 35 лет) также включает минимум двух студентов программ бакалавриата или магистратуры. За месяц до официального подведения итогов руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева рассказала «Ъ-Науке» о новом университете «Сириус», конкуренции со «Сколково» и как конкурсы научного наставничества при участии бизнеса формируют культуру научной экспертизы для делового сообщества.
— Схему привлечения менторов и наставников из числа учёных «большой науки» также успешно реализует Сколковский институт науки и технологий. В чем отличие вашего проекта научно-технологического университета «Сириус» от того, что уже делают в «Сколково»?
— Во-первых, наше главное отличие, что мы всегда шли от школьников и выстраивали работу сильных педагогических профессиональных коллективов по разным направлениям – кстати, не только научным. Ещё у нас есть искусство и спорт, который тоже стал высокотехнологичным. Второе, это то, что мы работаем со всеми регионами и хотели бы отражать специфику регионального, а не только национального развития, потому что ребята к нам приезжают со всей страны. Поэтому в сравнении со «Сколково» у нас другой генезис.
С помощью педагогов нам удалось перепрофилировать созданную под Олимпиаду уникальную инфраструктуру, которой в «Сколково» нет. Мы создали среду как для полевых, так фактически и межпредметных экспериментов.
Создавая наш университет, мы ориентируемся на уже созданную среду и эти межпредметные связи, что, кстати, находит большой отклик и у детей, которые сегодня часто говорят: «Я не знаю, что мне выбрать – химию или математику». А ему не надо выбирать «или-или», надо взять обе дисциплины, и он найдёт очень много на пересечении. Биоинформатика, биофизика, микробиология, с одной стороны, и то, что сегодня максимально интересно школьникам, с другой – это те сферы, где мы будем создавать новые образовательные программы.
Инфраструктура, созданная под межпредметные взаимодействия, поможет создать уникальные программы, поэтому мы не являемся конкурентами университетам. Наоборот, мы – полигон, где они вырастят межпредметные программы. Самое главное, что в эти сферы мы приглашаем партнёров, может быть, пока не самых очевидных.
И в-третьих, когда мы вырастим всю линейку поддержки не только научных исследований, но и прикладных, конечно, мы бы хотели в хорошем смысле быть конкурентами «Сколково».
— А сейчас, выходит, вы на базе инновационного града «Сириус» создаёте такой академгородок нового типа?
— Абсолютно! Но наша особенность в том, что мы работаем с коллективами из всех регионов страны. Мы надеемся, что они будут по-новому пересобираться у нас на площадке, а потом опять же уезжать в регионы. Логика такая: 80% детей, которые к нам приезжают, родом не из Москвы или Петербурга, куда они приезжают получать высшее образование, потом попадают к нам и, как нам кажется, дальше должны разъезжаться по сети, например, новых научно-образовательных центров, которые сейчас создаются, сети академгородков. Но они будут ехать туда уже со своей тематикой, зная ещё со школьного возраста, чем вообще-то дышит регион.
— Фактически вы говорите о создании на базе «Сириуса» первого междисциплинарного университета и занимаетесь научным обогащением региональной социальной среды за счёт появления молодых учёных, точнее, их возвращения на историческую родину.
— Да, именно. Это вдобавок ещё и аванс, и вызов для молодых учёных, чтобы они, с одной стороны, нашли своё место в этой межотраслевой тематике, а с другой – чтобы смогли внести свой весомый вклад. В этом плане и у РФФИ это тоже принципиально новая линейка конкурсов, которые, надеемся, будут продолжаться.
— Но также это сотрудничество РФФИ и «Сириуса» выглядит как тестирование определённых новых социальных технологий, ведь речь идёт о возвращении молодых учёных назад в регионы…
— Да, под определённую амбициозную задачу, под конкретный проект, который объявляет каждый губернатор. По той же модели работают и региональные центры нашего «Сириуса». Это площадка, где губернатор, ведущие компании и университеты региона расставляют свои приоритеты и рассказывают о проектах, над которыми они работают. Нет возможности поддерживать талант, если подобная среда не будет формироваться в каждом субъекте.
— В школьное образование пошёл и крупный бизнес, интересуясь школой как социальным институтом, хотя далеко не все образовательные практики масштабируются на весь социум, как, например, та же Хорошкола от Сбербанка. Но бизнес показал готовность вкладывать в школьное образование деньги. Как пример – премия в $1 млн за лучший школьный образовательный проект от частного фонда бизнесмена Игоря Рыбакова. Что вы думаете по этому поводу все же как глава государственной институции и как социолог по образованию?
— Я думаю, что это реакция на мощный общественный запрос. Достаточно посмотреть на то количество образовательных стартапов, которое мы видели в Москве, – это как раз преддверие этого большого запроса. Это связано с тем, что школа оказалась способна очень сильно менять среду вокруг себя. Самое главное, что это понимание произошло. И дело тут не в том, что мы дадим кому-то какой-то грант, а в том, что бизнес сам начал рассказывать и показывать, и вокруг школы стали возникать новые предприятия, другие образовательные площадки.
Невозможно развивать технологии без создания среды для фундаментальных и прикладных исследований. Невозможно поддерживать избранные группы, чтобы получить результат конкурентоспособного уровня. Поэтому если дети приезжают в «Сириус» – это не значит, что они один раз вытащили счастливый билет на всю жизнь. Это всегда конкурсные процедуры, отбор и возможность обучения под конкретную задачу. Если мы создадим среды, где каждый может выбирать свой следующий шаг, – только такие среды приведут к развитию. Там, где мы будем навязывать, – это через какое-то время умрёт.
Беседовала Надежда Померанцева
Источник: Коммерсантъ
Фото: Нина Зотина / РИА Новости / Образовательный центр «Сириус»