Пресса об РФФИ

От стратегии до практики. Может ли наука победить разруху?

Данные, которые «Поиск» получил в Центральном экономико-математическом институте (ЦЭМИ РАН), настораживают: приблизительно 30% предприятий и фирм многие годы остаются убыточными. Устаревают производственные фонды, а если и обновляются, то слишком медленно. Зарплаты сотрудников не растут – это снижает потребительский потенциал экономики. Проблема неэффективности предприятий и слабого управления ими существует не только в России.

Дискуссии на эту тему идут на страницах мировой научной печати, в кабинетах политиков и руководителей производства. Экономисты ищут причины. Одни считают, что дело в макроэкономических условиях: курсе рубля, ценах на нефть, ключевой ставке ЦБ… Другие убеждены, что в поисках ответов не надо забираться так высоко, лучше «смотреть под ноги», искать решения на самих предприятиях (фирмах). Это мнение разделяет заместитель научного руководителя ЦЭМИ, член-корреспондент РАН Георгий КЛЕЙНЕР. Его группа закончила работу над проектом «Междисциплинарная теория фирмы и практика современных российских предприятий», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований. Разработки в этом направлении ЦЭМИ ведёт около 30 лет.

— Георгий Борисович, почему в РФ неэффективны столько предприятий, ведь не в Советском Союзе живём?

— На наш взгляд, едва ли не главная причина плачевного положения – отсутствие у руководителей системного видения, слабость стратегического планирования. Именно оно отвечает за завтрашний день предприятия. Стратегия – продуманная программа его развития, адаптации к современным и ожидаемым условиям внешней среды, в том числе рыночной, административной, технологической. Нельзя сказать, что власти этого не понимают. Ещё в 2014 году был принят масштабный федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ». Однако до сих пор он как бы висит в воздухе, не опускаясь к «земле», – предприятиям, холдингам, корпорациям. А при отсутствии стратегической базы предприятия обречены плестись в хвосте и рано или поздно проиграть в конкурентной борьбе.

— Что такое стратегическое планирование?

— Прежде всего это оценка потенциала предприятия в целом, его основных подсистем: производственной базы, трудового и управленческого коллектива, организационной культуры. Анализируя состояние и рыночное положение предприятия в настоящем и будущем, акцент надо сделать на выявлении и раскрытии сильных сторон, конкурентных и кооперационных преимуществ предприятия по сравнению с другими родственными организациями, в частности, в технологии и организации производства, квалификации и слаженной работе персонала. В программе обязательно должен быть прогноз состояния рынка и ниши, которую предприятие на нём занимает. Понятно, что все это требует не только практического опыта, но и серьёзных теоретических знаний, прогрессивных методических разработок.

— Почему РФФИ выдал вам грант на создание теории?

— Потому что понимает: предприятия (фирмы) – основное звено экономики, их надо срочно «вытягивать». Без помощи учёных, без фундаментального знания этого не добиться. А ЦЭМИ имеет многолетний опыт разработки проектов систем стратегического планирования, вполне, подчеркну, осуществимых. Замечу, что в мире до сих пор нет единой теории фирмы (предприятия).

— Простите, а возможна ли она, ведь у всех стран свой опыт, своя история? У нас, скажем, советская.

— Верно, специфика есть у каждого государства и даже предприятия. Классики менеджмента, тем не менее, утверждают, что эффективный менеджмент должен опираться на стратегию, отражать общие черты предприятий, его историю и особенности. А если они даже не пытаются обзавестись теорией, жди беды. Однако надо понимать: создавая стратегию, они сталкиваются со значительными сложностями, поскольку принятые сегодня её варианты имеют существенные недостатки. Большинство не охватывает основных аспектов жизни предприятия. Считается, например, что они заточены лишь на получение максимальной прибыли. Но при этом не учитывают интересы участников производства, не берут в расчёт, что даже малое предприятие – это целый мир, представляя его в виде плоского, а то и одномерного объекта.

— Удивительно, что за века существования частного предпринимательства не удалось создать эффективную теорию.

— Экономическая наука динамична, неоднородна, подвержена влиянию власть предержащих и определённой научной моды. Она не смогла ни предсказать, ни предотвратить, ни смягчить наступление экономических кризисов, в том числе нынешних. Причина, на мой взгляд, в том, что каждая теория базируется на учёте данных только какой-то одной дисциплины: финансовой экономики, социологии, психологии. Поэтому перед нами стояла задача разработать междисциплинарную теорию, трактующую предприятия как единую многоцелевую систему. Только на её базе можно строить реалистичные стратегии развития предприятий. Мы использовали системную парадигму, представляющую экономику в виде взаимодействия различных социально-экономических систем.

— Известна ли ваша теория мировому экономическому сообществу?

— По договору с РФФИ мы опубликовали в высокорейтинговых зарубежных и отечественных журналах более 30 статей. К сожалению, в мировом масштабе наша теория пока известна недостаточно. Тем не менее в российской экономической литературе у неё немало последователей. Без ложной скромности скажу, что проблематика, которой я занимаюсь, вывела меня на одно из первых мест в рейтинге цитируемости российских экономистов по версии РИНЦ.

— Как распространяется теория? На предприятиях вряд ли читают научные журналы, тем более зарубежные?

— В советское время передовые методы пропагандировала прикладная отраслевая наука, так и не восстановленная сегодня. В наше время информация распространяется главным образом через Интернет. Чтобы представить наши наработки и дать конкретные рекомендации организациям, мы открыли сайт «Российские предприятия: состояние и изменения».

Начиная с 2000-х годов ЦЭМИ ежегодно проводит Всероссийский симпозиум «Стратегическое планирование и развитие предприятий», в нём участвуют около 300 учёных, преподавателей университетов и руководителей предприятий из десятков городов. Развитию междисциплинарных методов в экономике посвящается международная научная конференция: «Междисциплинарность в современном социально-гуманитарном знании». Институт организует её вместе с Южным федеральным университетом (Ростов-на-Дону). Наши мероприятия охватывают профессиональную аудиторию и распространяют инновации, как правило, поддержанные РФФИ.

Юрий Дризе
Источник: газета «Поиск»
Фото: 2234701 / Pixabay

Президент России
Правительство Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская академия наук
Российский научный фонд
Фонд перспективных исследований