Якутское-Саха информационное агентство (г. Якутск), 22.05.2020
Дата публикации: 08.09.2020
Коллектив кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета в 2019 году получил грант от Российского фонда фундаментальных исследований на разработку индигенного подхода обучения детей на севере Якутии. В основе подхода – развитие личности ребёнка с соблюдением культурных ценностей его народа.Как рассказала доцент кафедры начального образования Пединститута СВФУ Туяра Шергина, нововведённые стандарты образования от ФГОС, которые были приняты в школах и детских садах, не учитывают этнокультурные и этнопедагогические особенности коренных народов Севера при разработке региональных концепций. В связи с этим решено изучить вопрос современного этнокультурного образования и внедрить его в национально-региональную систему общего образования. «Парадигма Indigenous Methodology (коренные методологии) рассматривает мировоззренческий опыт коренных народов, научно-педагогическую разработку перспектив этнокультурного развития, поэтому в работе мы основываемся на ней», — поделилась доцент.
Коллектив исследователей уже достиг первых результатов: разработано научно-теоретическое обоснование индигенного подхода как методологического основания современного этнокультурного образования, классифицированы и даны характеристики основным понятиям и категориям индигенного подхода в образовании с научно-педагогической точки зрения. А также благодаря проекту дополнены принципы и содержание ФГОС нового поколения общего образования. Сейчас ФГОС предусматривает этнокультурные особенности в педагогике детей в условиях Севера.
Туяра Шергина отметила, что работа по проекту ведётся второй год. «Мы разрабатываем вариативный образовательный модуль к содержанию магистерских программ по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» по индигенному подходу», — сообщила она. Также в октябре 2020 года коллектив планирует провести Международную научно-практическую конференцию «Воспитание и обучение детей народов Севера в контексте индигенного подхода».
Как подчеркнула доцент, проект «Разработка индигенного подхода к процессу педагогического сопровождения детства в условиях Севера» рассчитан на три года. На первый год реализации исследователи получили грант от РФФИ. Итогом всей работы будут коллективная монография по теме исследования и рекомендации для принятия управленческих решений Министерством просвещения России и Якутии с учётом специфики организации начального общего и дошкольного образования в условиях Севера на основе индигенного подхода.
Источник: ЯСИА
Фото: Bryan Alexander / The Guardian