Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (г. Жуковский), 08.11.2022
Дата публикации: 11.11.2022
Современные реалии диктуют новый подход в развитии международного сотрудничества. Ключевой вектор – создание новых и укрепление уже существующих внешнеэкономических связей с дружественными государствами. Важным направлением является сотрудничество стран БРИКС в сфере аэронавтики.Представители Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») приняли участие в Международной научно-практической конференции «Научно-технологическое и инновационное сотрудничество стран БРИКС».
Мероприятие, главной целью которого было обсуждение стратегий, ключевых проблем и механизмов инновационно-технологического развития и сотрудничества стран БРИКС, прошло в г. Москве в конце октября. Его организаторами выступили Национальный комитет по исследованию БРИКС, Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук, Аналитический центр международных научно-технологических и образовательных программ (МНиОП) и др.
На конференции выступил начальник научно-исследовательского центра аэроакустики Московского комплекса ЦАГИ, доктор физико-математических наук Виктор Копьев. Он представил проект IENA (Installed Engine Noise Attenuation – Снижение шума двигателя, интегрированного в планер), единственный в области аэронавтики, получивший поддержку и финансирование РФФИ. В нем задействованы специалисты трёх научных центров: ЦАГИ (Россия), Института аэродинамических исследований AVIC (ARI, Китай) и Федерального университета штата Санта-Катарина (UFSC, Бразилия). Они проводят совместное исследование аэродинамического шума авиационного двигателя, расположенного вблизи планера самолёта. Подобная конфигурация может приводить к взаимному влиянию планера и двигателя на механизмы генерации звука (так называемый эффект компоновки).
Учёные ЦАГИ в рамках проекта вели разработку новых методов измерений шума двигателя с учётом эффектов взаимодействия с элементами планера самолёта, в том числе метода азимутального разложения звукового поля, излучаемого при взаимодействии струи с крылом, позволяющего детализировать структуру источника, многомикрофонного метода локализации источников шума (бимформинга), адаптированного под конфигурацию «струя — крыло» и метода модальной декомпозиции звукового поля в каналах двигателей с учётом эффектов неоднородности потока и отражения звука от среза канала.
«Результатом проекта стало создание учёными ЦАГИ инструментария, позволяющего получать более подробную информацию, необходимую для разработки методов снижения шума самолёта, — прокомментировал Виктор Копьев. — Так, в рамках данного исследования учёные ЦАГИ впервые измерили азимутальную структуру звукового поля, излучаемого системой „струя – крыло“. Результаты данных измерений позволят уточнить существующие модели для оценки шума самолёта на местности. Кроме того, разработанный метод модальной декомпозиции позволит в дальнейшем доработать систему звукопоглощения в каналах двигателей гражданских самолётов, а значит снизить их шумовое воздействие».
БРИКС – неформальное межгосударственное объединение Российской Федерации, Федеративной Республики Бразилии, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики.
Источник: Пресс-служба ЦАГИ