Алгоритмы для дальномерных, разностно-дальномерных и одометрических навигационных систем

Номер гранта:05-08-50076
Область научного знания:фундаментальные основы инженерных наук
Тип конкурса: («а» (до 2016))(«а») инициативные научные проекты
Год выполнения:2005г.
Руководитель: Барабанова Л. П.
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

1. разработка нового способа разностно-дальномерного позиционирования с одновременным определением скорости сигнала, разработка и исследование соответствующих алгоритма и прототипа штатной программы; 2. разработка понятия адекватного алгоритма для навигационных и геодезических задач; 3. оптимизация конфигурации разностно-дальномерной навигационной системы из четырех маяков в произвольном конусе видимости; 4. оптимальное конфигурирование дальномерной навигационной системы; 5. исчисление ошибки топопривязчика с учётом скорости ухода гироскопа; 6. разработка новых способов и соответствующих алгоритмов начального определения топопривязчика; 7. разработка новых или усовершенствованных адекватных алгоритмов и соответствующих прототипов штатных программ для различных задач обработки минимальной или избыточной навигационной информации, в том числе при комплексировании; 8. разработка новых алгоритмов контроля целостности навигационных систем на основе нелинейности.

Аннотация к отчету:

1. Разработано понятие адекватного алгоритма. Разработан пример преобразования не адекватного алгоритма в адекватный алгоритм для классической прямой угловой засечки. Результаты опубликованы в Известиях ВУЗов. Геодезия и аэрофотосъёмка. 2005. №6. С. 39-47. (Л.П. Барабанова). 2. По критерию пространственного фактора ухудшения точности PDOP (Position Dilution of Precision) сформулирована гипотеза о том, что в зависимости от раствора кругового конуса видимости маяков, оптимальной является или общепринятая правильная или новая полуправильная конфигурация маяков. На небесной сфере потребителя-наблюдателя правильная конфигурация четырёх маяков выглядит как правильный треугольник с центром в образе четвёртого маяка, а полуправильная конфигурация выглядит как ромб. Результаты опубликованы в Известиях Академии наук. Теория и системы управления. 2005. № 3. С. 89-96. (Л.П. Барабанова). 3. Предложен новый способ разностно-дальномерного определения декартовых координат приёмника с одновременным определением скорости сигнала (заявка на изобретение № 2005122788 РФ прошла в 2005 г. формальную экспертизу). (О.О. Барабанов, Л.П. Барабанова). 4. Исследованы независимые методы определения скорости распространения сигналов, которые позволят разработать программу использования навигационных систем для фундаментальных исследований не инвариантности скорости распространения сигналов в различных средах. Соответствующие идентификационные и адаптационные модели позволят существенно повысить точность и надежность работы дальномерных и разностно-дальномерных навигационных систем. Результаты опубликованы в монографии Юкин А.Ф. Фундаментальные взаимодействия в Солнечной системе: Монография. – Ковров: КГТА, 2005. 280 с. 5. Разработаны алгоритм и соответствующая программа визуализации преобразований плоскости, полезные при исследовании навигационных полей. Результаты опубликованы в сборнике Туполевские чтения: Международная молодёжная научная конференция, посвящённая 1000-летию города Казани, 10-11 ноября 2005 года: Материалы конференции. Том I. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та. 2005. С. 102-103. (Д.В. Клеветов, А.А. Клычев). 6. Начата работа над монографией «Алгоритмы для дальномерных навигационных систем».
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции. По состоянию на 21.05.2025
Президент России
Правительство Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская академия наук
Российский научный фонд
Фонд перспективных исследований