Политики медиа

Номер гранта:18-011-00414
Область научного знания:философия, политология, социология, правоведение, социальная история науки и техники, науковедение
Тип конкурса: (а)(а) конкурс проектов фундаментальных научных исследований
Год выполнения:2018г.
Руководитель: Савчук Валерий Владимирович
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

Среди широкого круга направлений исследования — экологическая политика, биополитика, политика образования, политики памяти и др., — область политики медиа стоит особняком: она опосредствует все виды политик. Ни одна частная политика, будь то геополитика, политика образования или политика памяти не обходится без вовлечения стратегий медиа для реализации поставленных задач — привлечения внимания и донесения до широкой общественности своих целей, привлечения новых сторонников или дискредитации противников. При всей, на первый взгляд, служебной функции медиа (медиа — по определению посредник), они сами по себе имеют волю к самореализации и требуют проведения своих собственных интересов. Логика достижения власти медиа подобна авторитету философского факультета по мысли Канта: провозглашая его «низшим» по отношению к другим — высшим — факультетам университета, он, в итоге, представляет его главным в деле определения истины. У проекта две взаимосвязанные цели: во-первых, определить собственную специфику политик медиа, во-вторых, выявить механизмы осуществления власти медиа (не только информационной, визуальной, но и конструирующей и учреждающей новые культурные практики), определяющей успех или поражение любой региональной политики. В деле реализации основных целей необходимо решить ряд частных задач: выявить отношение понятий «истины» и «эффективности», «медийного факта» и «события», выработать методику анализа соотношения властных доминант и силовых линий медиасреды; раскрыть причины популярности и политические последствия влияния социальных сетей и компьютерных игр на пользователей, проследить трансформации и основные закономерности медиавойн, вскрыть логику эволюции актуального искусства, использующего политики медиа. В современном медиизированном мире, в котором актуален лозунг "информация - это сила", важным становится регулирование силовых и властных отношений, возникающих как результат нового средства коммуникации. Для этого необходимо понимать социальную природу самой медиасреды и медиатехнологий. Исследовательский интерес для философа представляет крайняя степень гибридизации: медиатехнологии порождают новые социальные техники и технологии, новые культурные практики и политические стратегии, будучи сами средством трансляции социальных отношений. Сложная рефлексивная процедура, лежащая в основе такого рода исследования, состоящая в попытке аналитического разделения, предполагает вовлечение методологического потенциала теории и философии медиа. Проект следует отнести к фундаментальным проблемам современного мира, в котором человек сталкивается сам с собой в лице порожденной им медиасреды. Результаты такого фундаментального исследования могут быть использованы во многих прикладных исследования и в образовательных, политических, социальных процессах.
Аннотация к заявке приведена в авторской редакции. По состоянию на 16.07.2025
Президент России
Правительство Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская академия наук
Российский научный фонд
Фонд перспективных исследований