Основы методологии и технология проектирования индивидуальных образовательных результатов учащихся в системе дополнительного образования детей

Номер гранта:18-013-00308
Область научного знания:психология, фундаментальные проблемы образования, социальные проблемы здоровья и экологии человека
Тип конкурса: (а)(а) конкурс проектов фундаментальных научных исследований
Год выполнения:2018г.
Руководитель: Игнатович Владлен Константинович
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

Проект направлен на решение проблемы теоретико-методологического и технологического обоснования условий становления субъекта построения индивидуальной образовательной траектории, способного осознанно проектировать индивидуальные образовательные результаты как необходимые в социальной ситуации его развития культурные средства достижения значимых целей личностного и профессионального самоопределения. Его актуальность обусловлена разрывом между современными научными представлениями об индивидуальной образовательной траектории учащегося и укорененным в науке и практике образования пониманием образовательного результата как единой для всех суммы знаний и способов действий, обретаемых учеником в ходе освоения им образовательной программы. Научная новизна исследования состоит в обосновании проектирования индивидуальных образовательных результатов как особой деятельности субъекта, выступающей в роли базового условия его самостоятельного продвижения по индивидуальной образовательной траектории и достижения им значимых целей личностного и профессионального самоопределения. В результате исследования будет дано теоретико-методологическое обоснование понятия «индивидуальный образовательный результат»; построена теоретическая модель педагогически организованной деятельности учащихся по проектированию индивидуальных образовательных результатов и охарактеризованы основные этапы ее становления в онтогенезе; обоснованы в эксперименте организационно-педагогические условия и дана технология формирования практики проектирования индивидуальных образовательных результатов в процессе дополнительного образования, будут созданы и внедрены в практику соответствующие методические продукты. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в их использовании как базовых теоретических позиций при разработке моделей самостоятельного образовательного продвижения субъекта к максимуму раскрытия его творческиъх способностей и обретению индивидуальности. Прикладная значимость этих результатов состоит в открывающейся возможности проектирования на их основе вариативных систем дополнительного образования как «стартовых площадок» свободного выбора учащимися индивидуальной образовательной траектории.
Аннотация к заявке приведена в авторской редакции. По состоянию на 30.06.2025
Президент России
Правительство Российской Федерации
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Российская академия наук
Российский научный фонд
Фонд перспективных исследований