Роль современной микросреды в раскрытии одаренности у детей дошкольного возраста

Номер гранта:18-013-00976
Область научного знания:психология, фундаментальные проблемы образования, социальные проблемы здоровья и экологии человека
Тип конкурса: (а)(а) конкурс проектов фундаментальных научных исследований
Год выполнения:2018г.
Руководитель: Белова ЕленаСергеевна
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

Проект направлен на теоретическую и эмпирическую разработку проблемы раскрытия одарённости у детей дошкольного возраста в контексте влияния современной микросреды их развития. Актуальность проблемы определяется важностью раскрытия и сохранения детских талантов и дарований, составляющих основу потенциала нации. В условиях стремительного перехода к постиндустриальному, информационному обществу, неустойчивой современной социальной и экономической обстановки происходят кардинальные изменения ситуации жизни и взросления детей. Возникают не только новые возможности для развития их дарований, но и новые непредвиденные риски. Особенно это касается дошкольников, наиболее открытых в силу возраста и чувствительным к воздействиям микросреды, которую для них создают взрослые. При возрастающем внимании к детям, как отмечают исследователи, наблюдается тенденция игнорирования взрослыми специфики дошкольного возраста, что негативно может отражаться на творческой активности, талантах дошкольников. В связи с этим возникает чрезвычайно актуальная потребность в изучении современной микросреды, в поиске ресурсов, на которые могли бы опереться современные педагоги, родители, воспитывающие одарённого дошкольника. Вопросы средовой детерминации различных аспектов развития ребенка неоднократно становились предметом психологических исследований. В отечественной психологии разработаны подходы и методы изучения влияния социальной микросреды на способности. Тем не менее, остаются нерешенными фундаментальные вопросы о факторах и условиях развития одарённого дошкольника, влиянии внутрисемейных отношений на раскрытие детских даровании и другие. В связи с этим становится особенно важным исследовать роль современной микросреды в раскрытии одаренности, которая может проявляться уже на этапе дошкольного возраста. Научная новизна исследования состоит в том, что в работе детская одаренность, в соответствии с результатами последних исследований, рассматривается как сложная структура в ракурсе асинхронных моделей развития. Современная микросреда развития одарённого дошкольника изучается с позиций ресурсного подхода: в обнаруженных проблемах выделяются ресурсы для их разрешения, особое внимание уделяется условиям гармонизации развития ребенка и успешного раскрытия одарённости. Результаты предполагаемого исследования позволят значительно расширить научные представления об особенностях современной микросреды развития одарённых дошкольников: рассмотреть специфику их представлений о близком окружении, выделить особенности и нарушения межличностных отношений, выявить условия, способствующие гармонизации развития и успешному раскрытию детских дарований. Выявление и описание современных типологических вариантов раскрытия одарённости дошкольников при различных характеристиках микросреды способствует дополнению и углублению представлений об условиях развития личности одарённого ребенка с учетом новой социальной реальности ХХI века. Всесторонний анализ экспериментальных данных позволит научно обосновать рекомендации по созданию благополучной микросреды, оптимизации воспитательных воздействий, направленных на гармонизацию развития дошкольника, успешное личностное становление, раскрытие детских талантов и дарований на этапе дошкольного возраста. По итогам выполнения проекта планируется не менее 14 публикаций в российских и зарубежных изданиях: не менее 8 научных и научно-методических статей, в том числе в изданиях, индексируемых в базах данных Web of Science (Scopus), РИНЦ и др., рекомендованных ВАК РФ; а также не менее 6 докладов на российских и международных научных конференциях.
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции. по состоянию на 28.03.2024.
Помог ли вам материал?
0    0