Социологи УрФУ: «Нужны федеральная концепция и закон об образовании пожилых»

Старшее поколение по-прежнему обладает важнейшими ресурсами, востребованными на рынке труда.

По прогнозам демографов, в течение ближайших десяти лет россияне пенсионного возраста составят примерно треть населения страны: если в 2018 году в России было около 37 миллионов пенсионеров, то к 2023 году их число превысит 40 миллионов.

«Содержание пенсионеров все больше становится бременем для общества и государства. Особенно с учётом тенденций снижения рождаемости, усиления эмиграционных установок молодёжи. Уровень сокращения к 2023-2025 годам качественных трудовых ресурсов может достигнуть 9 %», — подчёркивает профессор Уральского федерального университета Гарольд Зборовский.

В то же время специалисты отмечают, что старшее поколение по-прежнему обладает важнейшими ресурсами, востребованными на рынке труда, – качественным общим и профессиональным образованием, полученным ещё в советское время, богатым трудовым опытом и сильной мотивацией, дисциплинированностью, свободным временем. Социологические исследования показывают, что работники предпенсионного и пенсионного возрастов по ряду показателей нередко не уступают, а то и превосходят молодых работников.

При этом старшее поколение не составляет конкуренцию молодым: последние чаще всего заняты в высокотехнологичных отраслях, сферах маркетинга и менеджмента, тогда как пенсионеры рассчитывают на работу в традиционных секторах – сервисе, образовании, сельском хозяйстве и других. Социологи развенчивают миф о межпоколенческой конкуренции и доказывают необходимость развития «серебряного» рынка труда. Для этого, по их мнению, необходимо создавать в стране и в регионах систему «серебряного» образования.

Наблюдения социологов показывают, что пожилым нравится учиться вместе с молодёжью, а молодые в целом с симпатией относятся к возрастным соседям по парте, хотя на первых порах воспринимают их настороженно.

«Это даже интересно, учиться с опытными людьми, знающими жизнь не по книжкам и учебникам, как мы. Они могли бы быть старостами в наших группах», — такое суждение студентов приводят учёные.

Студенты «серебряного» возраста могли бы не только делиться с молодёжью накопленным профессиональным и жизненным опытом, но и заряжать её позитивной мотивацией на учёбу.

«Люди старшего поколения очень хорошо понимают важность и ценность образования. Я уж не говорю про ценность межпоколенческого общения. В ходе интервью студенты признаются, что практически не общаются с бабушками и дедушками и очень мало – с родителями. Совместное обучение с представителями старшего поколения – способ сформировать у молодёжи понимание проблем и возможностей «серебряных» людей, пробудить их внимание к пожилым родственникам, купировать проявления эйджизма», — уверена профессор УрФУ Полина Амбарова.

Результаты исследований, проведённых научной группой под руководством профессора Зборовского, показывают: более 35 % пенсионеров сами предъявляют запрос на получение знаний и навыков, в том числе не связанных с предыдущим профессиональным образованием и опытом, и готовы продолжать трудиться.

Около 30 % жителей Свердловской области старшего возраста занимаются самообразованием, повышают квалификацию на курсах переподготовки, приобретают новые знания и умения в рамках программ дополнительного образования, посещают просветительские лекции и мастер-классы, обучаются в учреждениях среднего профессионального образования и вузах. По мнению социологов УрФУ, такая активность «серебряных» людей требует специальных мер поддержки их образовательных стратегий.

Мотивы продолжать образование у пенсионеров разные. Для одних – это исполнение жизненных планов, не реализованных в молодости из-за необходимости зарабатывать и поднимать детей, для других – условие сохранения или получения работы (особенно в сферах государственного и муниципального управления, образования, медицины, которые регулируются профстандартами). Для третьих – способ продления молодости, поддержания интеллектуальной, эмоциональной и физической активности, спасение от одиночества.

Вместе с тем, констатируют учёные, система «серебряного» образования в нашей стране отсутствует. По словам исследователей, общекультурное образование больше напоминает клуб «Умелые ручки», а профессиональное образование для людей «серебряного» возраста не соответствует их потребностям и требованиям рынка труда. Существующие государственные программы ориентированы на низкостатусные, малооплачиваемые рабочие места с тяжёлыми условиями труда и не предназначены для людей со средним профессиональным и высшим образованием, высокой квалификацией. Но и этими программами могут воспользоваться только те, кто имеет официальный статус безработных и предпенсионеров, причём строго в объёмах выделенных квот.

В большинстве учреждений среднего профессионального, дополнительного и высшего образования нет подразделений – кафедр, факультетов, департаментов, институтов, – специализирующихся на обучении пожилых людей. Количество бюджетных мест в образовательных организациях не соотносится с правых представителей старшего поколения на бесплатное обучение.

Решение задачи профессионального образования для пенсионеров во многом переложено на их собственные плечи и на работодателей. Но, по данным проведённых опросов, подавляющее большинство российских пенсионеров не в состоянии оплачивать образовательные услуги и не рассчитывают на помощь родственников. Согласно статистике, ежегодные инвестиции в корпоративное обучение не превышают 0,3 % от фонда оплаты труда, и расходы на обучение пенсионеров в их структуре практически отсутствуют. В результате доля людей «серебряного» возраста, вовлечённых в систему непрерывного профессионального образования, очень невелика.

Гарольд Зборовский и Полина Амбарова уверены: для повышения качества жизни старшего поколения россиян и продления их трудовой жизни необходимо формировать в обществе позитивную «возрастную» идеологию, а государству – совместно с учёными и общественностью создавать концепцию «серебряного» образования и принимать федеральный закон об образовании людей почтенного возраста. Требуется разработка государственных мер, стимулирующих интерес работодателей и образовательных организаций к обучению пожилых людей, специальная подготовка научно-педагогического состава.

Наконец, вклад государства в сферу «серебряного» образования может приобрести форму целевого софинансирования различных программ и проектов путём перераспределения средств пенсионных и иных социальных фондов. Тем более что, по данным соцопросов, более 85 % российских пенсионеров полагают: проводя пенсионную реформу, государство обязано предоставить людям старшего возраста возможность получить качественное образование бесплатно.

«Выполняя перечисленные функции в полной мере, государство «оплатит» свои обязательства по отношению к старшему поколению россиян, поддержит межпоколенческую открытость и толерантность, гуманизацию общественных отношений и искоренение эйджизма, превентивно обеспечит доверие к себе со стороны других поколений, поскольку реализует тем самым миссию социального государства», — убеждены Гарольд Зборовский и Полина Амбарова.

Социологи считают, что при этом полезно использовать богатый мировой опыт: в Соединённых Штатах первый Институт образования пенсионеров был открыт ещё в 1960-х годах, во Франции Университет третьего возраста появился в 1970-х, в Великобритании Общество третьего возраста, куда вошло более 260 университетов, основано в 1980-х. На сегодняшний день американские и европейские практики используются по всему миру.

Учёные УрФУ продолжают изучение «серебряного» образования и «серебряного» рынка труда.

«Итогом трёхлетней исследовательской программы, поддержанной грантом Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), станет целостная концепция образования для людей «третьего возраста», включающая дополнительное, среднее профессиональное, высшее, будут разработаны конкретные программы и социальные технологии. Наша задача – показать их синергетический эффект и самим пенсионерам, и органам власти, и работодателям», — объясняет Полина Амбарова.

Интерес РФФИ к работе екатеринбуржцев закономерен: они стремятся сохранять традиции уральской социологической школы – одной из ведущих в России, качественно проводить теоретические и эмпирические исследования, ориентируясь на лучший отечественный и мировой опыт.

«Неслучайно наша исследовательская группа получила статус Ведущей научной школы УрФУ, — рассказывает Гарольд Зборовский. — Проводимые нами социологические исследования всегда ориентированы на самые острые, болезненные, рискогенные для общества проблемы, от решения которых зависит общее будущее. «Серебряное» образование – в ряду этих проблем».

Источник: http://www.justmedia.ru/news/society/sotsiologi-urfu-nuzhny-federalnaya-kontseptsiya-i-zakon-ob-obrazovanii-pozhilykh

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Помог ли вам материал?
0    0