Мосты предложили защищать от разрушения за счёт принципа «слабого звена»

Само оно разрушится, но остальные конструкции должны при этом устоять.

Российские учёные разработали технологию возведения сейсмостойких железнодорожных мостов, благодаря которой срок эксплуатации этих сооружений можно продлевать за счёт проектирования опорных частей, принимающих на себя нагрузку в экстремальных ситуациях. Об этом ТАСС рассказал руководитель проекта, сотрудник Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) Александр Уздин.

Благодаря новому методу будущие повреждения моста можно учесть на стадии проектирования. Для этого инженеры определяют слабый участок, который примет на себя накопившиеся во время землетрясений повреждения, а после разрушения может быть восстановлен, что позволит продлить жизнь всей конструкции.

«Сложившиеся старые подходы гарантируют прочность сооружения при некотором уровне нагрузки, но они не рассматривают сценария разрушения, который может быть катастрофическим. Наш подход к проектированию железнодорожных мостов основан на сценарии накопления повреждений», — сказал Уздин.

Ученые реализовали два принципа: неравнопрочности конструкции и управления сейсмической реакцией. Благодаря им повреждения можно сократить до минимума за счёт проектирования «слабого звена» и гашения разрушительной энергии с помощью подвижных компонентов.

Разработанная учёными система сейсмозащиты предполагает включение в конструкцию гибких элементов и скользящих во время тряски стальных листов, которые снижают нагрузку на опорную часть. За счёт этого пролётная часть моста во время сильного землетрясения или вибрации смещается на 5-15 см относительно опоры, что предотвращает разрушение моста.

«Как будут ломаться наши конструкции? При экстремальной нагрузке у них произойдет разрушение слабого сечения – участка, который примет на себя нагрузку. При этом произойдет подвижка пролетного строения относительно опоры, а сами опоры и пролетные строения не получат повреждений. Обычный мост в таких же условиях придет в негодность полностью – произойдет разрушение или крен опор и сброс с опор пролётных строений», — сказал учёный.

Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Источник: ТАСС
Фото: Росавтодор / Wikimedia Commons

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Помог ли вам материал?
0    0