Переписка академика А.А. Шахматова: учителя и ученики

Номер гранта:18-09-00032
Область научного знания:история, археология, этнология и антропология
Тип конкурса: (а)(а) конкурс проектов фундаментальных научных исследований
Год выполнения:2018г.
Руководитель: Вовина ВарвараГелиевна
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

В переписке академика А.А. Шахматова (1864 - 1920), основная часть которой хранится в Архиве РАН (СПб. филиал), поднимаются многие проблемы, актуальные для науки о русских древностях по сей день. Интерес к данным архивным фондам постоянно растет в России и за рубежом. Исходя их этого, участники проекта решили подготовить к публикации избранную переписку А.А. Шахматова в трех томах. Первый том уже получил поддержку РФФИ (РГНФ) в 2014-2016 г. (грант № 14-01-00057-а. ) и готов к изданию. Новый том будет включать переписку Шахматова с учениками, а также с одним из учителей. Подготовка к изданию и последующая публикация этого тома даст возможность большому числу ученых пользоваться им и будет способствовать развитию новых научных направлений, таких как: сравнение духовной и научной атмосферы в Петербургском, Московском, Юрьевском (Тарту) университетах в 1890-х - 1900-х годах; отношение гуманитарной профессуры к общественным процессам в России этого времени; формирование научных школ изучения русских древностей. Это также даст материал для написания научных биографий корреспондентов А.А. Шахматова. Творчеству самого А.А. Шахматова посвящена немалая литература, но школа, созданная А.А. Шахматовым, еще недостаточно исследована, как и то, каково было влияние на самого Шахматова всех его учителей. В переписке с А.Е. Пресняковым (которого можно считать неформальным учеником А.А. Шахматова по вопросам летописания), М.Д. Приселковым и В.А. Пархоменко (два последних были его учениками в исследовании русского летописания и древнерусской истории) – обсуждались разные стороны истории летописания, а также методы, применяемые при исследовании древней письменности. В переписке с другими учениками – с Н.Н. Дурново, С.А. Ереминым, Д.К. Зелениным, Н.С. Державиным, С.П. Обнорским и Н.Н. Виноградовым – не менее значительные проблемы истории русского языка, фольклора и славистики. С.П. Розанов, выученик Юрьевского университета, стал учеником и коллегой А.А. Шахматова по приезде в Петербург. Переписка со всеми этими учеными (кроме частичного опубликования без научного аппарата части переписки с В.А. Пархоменко) никогда не издавалась, в чем и заключается научная новизна проекта. Большую ценность для исследователей разных направлений представляет также обширная переписка А.А. Шахматова с Ф.Е. Коршем, который, наряду с Ф.Ф. Фортунатовым и И.В. Ягичем был его учителем и в значительной степени влиял на А.А. Шахматова с юных лет и до конца жизни. Некоторая часть переписки Ф.Е. Корша с другими корреспондентами была опубликована в 1989 г., но переписка с А.А. Шахматовым не была включена в этот том. Переписка А.А. Шахматова с учениками и с Ф.Е. Коршем, кроме научных и методологических вопросов, содержит новые данные о роли научной интеллигенции в формировании общественных настроений эпохи с конца XIX в. до 1920 г. Письма хранятся в фонде А. А. Шахматова и в фондах его корреспондентов в СПбФ АРАН, Архиве СПбИИ РАН (фонд А.Е. Преснякова), РГАЛИ (фонд Коршей). Предполагаемый итог проекта - подготовка к изданию тома переписки А.А. Шахматова с учителями и учениками общим объемом 40 а.л., выполненного на основе фундаментальных принципов научной публикации текстов, с полным научным и справочным аппаратом, археографическим введением, развернутыми научными комментариями, именным указателем и исследовательской статьей.
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции. по состоянию на 28.03.2024.
Помог ли вам материал?
0    0