Становление национального театра в "столичном городе Москве" (вторая половина XVIII - первая четверть XIX века)

Номер гранта:18-09-00047
Область научного знания:история, археология, этнология и антропология
Тип конкурса: (а)(а) конкурс проектов фундаментальных научных исследований
Год выполнения:2018г.
Руководитель: Белов АлексейВикторович
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

Москва сегодня – это один из главных театральных центров мира. Не случайно символом СССР и РФ на мировой арене неизменно выступает Большой театр. Российская драматургия, сценическая школа, мастерство режиссеров и исполнителей, а также любовь зрителей являются неотъемлемой частью национальной культуры нашей страны. Данное положение дел привычно, в связи с чем, воспринимается как самой собой разумеющееся явление. Но это совсем не так. В действительности имел место долгий, трудный (а временами даже трагический) путь утверждения в России собственного национального театра. Еще каких-то два – два с половиной столетия назад образы западного сценического действа воспринимались как чужеродное явление, а круг потребителей был столь узок, что отсутствовала сама возможность самоокупаемости спектаклей. Для достижения ныне существующего результата потребовалось не только, и не столько время, сколько совместные целенаправленные усилия государственной власти, предпринимателей и любителей-подвижников этого дела. Достигнутые ими результаты поражают, но при этом могут быть утраченными в случае забвения и недооценки заплаченной цены, масштаба преодоленных трудностей, и ценности полученного результата. При характеристике истории России уже с начала XIX в. часто можно слышать о второстепенности национальной русской культуры, ее подражательности. История возникновения московского театра дает наглядный пример как и какими усилиями страна и общество не только освоили чужую форму, но и превратили ее в неотъемлемую часть собственной национальной культуры. Данная работа призвана показать и проанализировать процесс театрального развития в «старой» столице на стадии становления театральной культуры - от момента привнесения чужого западноевропейского опыта до появления в городе постоянно действующего театра и превращение его в неотъемлемый элемент Москвы как «второй» столицы и национального культурного центра. Подобная задача не ставилась ранее ни одним исследователем. Процесс утверждения театра именно в Москве – это не рядовой эпизод истории культуры России. Москва имела исключительное положение, т.к. являлась не только национальным центром, но и "второй" официальной столицей. В связи с этим и власти Москвы, и главы империи целенаправленно формировали в "Первопрестольной" театральные структуры, стремясь к созданию в городе собственного постоянно действующего театра. Его возникновение, конечно же, являлось следствием общего культурного строительства России, но одновременно с этим зарождение театра во «второй» столице имело важные отличия. Москва будучи в значительно меньшей степени связанна с двором и его традициями (бытовавшими в первую очередь в Петербурге), имела свое, большое влияние на формирования национальной культуры. Монография, написание которой планируется как итог исследования, позволит показать процесс зарождения, становления и развития театра в Москве на первом, наименее заметном, но при этом базовом, этапе его возникновения. Благодаря исследованию появится возможность рассмотреть механизмы реализации данного процесса; оценить инструменты, используя которые государственная власть проводила политику театрального строительства; дать оценку их результативности; проанализировать имевшиеся трудности; уяснить значимость результатов. Вместе с тем разбираются факторы, которые ранее не входили в круг научных задач, но сыграли решающую роль в осуществлении рассматриваемого процесса. Это домашние городские любительские театры, т.н. "немецкая комедия", фактор столичности, совместные усилия власти, антрепренеров и подвижников театрального строительства, степень влияние присутствия в городе придворных структур, изменения культурной атмосферы Москвы и настроений москвичей, и др. Работа показывает благодаря чему и какими усилиями элемент театральной культуры укоренился на московской почве, стал частью как городской, так и национальной культуры.
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции. по состоянию на 28.03.2024.
Помог ли вам материал?
0    0