Фундаментальные проблемы международного сотрудничества в сфере образования и науки в Арктическом регионе в ХХ -XXI вв.

Номер гранта:18-09-00734
Область научного знания:история, археология, этнология и антропология
Тип конкурса: (а)(а) конкурс проектов фундаментальных научных исследований
Год выполнения:2018г.
Руководитель: Зарецкая ОксанаВалерьевна
Статус заявки:поддержана

Аннотация к заявке:

Работа по проекту направлена на выявление и анализ процессов формирования перспективных направлений и имеющегося потенциала научно-образовательного международного взаимодействия Российской Федерации с арктическими державами в контексте становления, развития и деятельности институтов сотрудничества приарктических государств, регионов и сообществ (Арктический совет, "Северное измерение", Совет Баренцева Евро-Арктического региона, Северный Совет и др.), а также реализации новой национальной арктической стратегии Российской Федерации. Научная актуальность работы определяется важностью мониторинга и систематизации данных о деятельности научных и образовательных организаций, представленной множеством дисциплинарных направлений исследований Арктического региона, различным кадровым, материально-техническим потенциалом и результативностью. Практическая значимость работы связана с необходимостью формирования сбалансированных национальных и региональных политик в области развития научно-образовательной сферы Арктического региона. Новизна проекта связана с феноменом включения научной составляющей в ряд главных направлений реализации внешнеполитических доктрин, в том числе арктических стратегий стран АС, не ставшим до настоящего времени предметом всестороннего теоретического анализа. В результате реализации проекта будут выявлены и систематизированы статистические данные, нормативно-правовые и экспертно-аналитические источники об основных направлениях и динамике взаимодействия РФ со странами Арктического региона в сферах науки, образования и молодежных обменов (Канада, США, Норвегия, Финляндия, Исландия, Швеция, Дания). На основе сравнительного анализа ключевых международных программ и проектов будет изучен исторический опыт ведущих индустриально развитых стран в области исследований Арктического региона, организации образовательных программ, формирования профессиональных компетенций и квалификаций, необходимых для комплексного развития циркумполярных территорий. На основе количественных и качественных данных будут выявлены особенности мотивации, а также закономерности формирования культурных и профессиональных компетенций, определяющих специфику участия российских студентов и преподавателей в международных арктических проектах. Аналогов для сопоставления результатов исследования в результате обзора литературы и документов по теме исследования не обнаружено. Сопоставление результатов может быть осуществлено только по структурному признаку и в обобщенном содержательном контексте с рамочными документами и экспертно-аналитическими материалами Универститета Арктики (UArtic), Арктического форума ЕС (Arctic Forum foundation EU), Совета министров Северных Стран (Nordic Council); Российского совета по международным делам (проект «Дорожная карта международного сотрудничества в Арктике»). В аналитических докладах и дорожных картах, разработанных перечисленными организациями, сотрудничество с Российской Федерацией не выделяется в качестве приоритетной темы и фокуса. а) Научная значимость полученных результатов определяется необходимостью разработки специальных методик сопоставительного анализа международных научных и образовательных проектов в контексте многоуровневых междисциплинарных и межнациональных коммуникаций. б) Разработанные методики могут быть применены для сравнительного анализа результативности международных научных и образовательных проектов Арктического региона в других регионах мира, а также для выработки критериев успешности реализации программ повышения исследовательских компетенций в других областях знаний.
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции. по состоянию на 10.08.2022.
Помог ли вам материал?
0    0