Имплицитное научение: механизмы формирования, функционирования и осознания интуитивных знаний
Номер гранта: | 12-06-00311 |
Область научного знания: | естественнонаучные методы исследований в гуманитарных науках |
Тип конкурса: | («а» (до 2016))(«а») инициативные научные проекты |
Год выполнения: | 2012г. |
Руководитель: | Морошкина Н.В. |
Статус заявки: | поддержана |
Аннотация к заявке:
Настоящий проект посвящен исследованию механизмов имплицитного научения. Имплицитное научение – процесс, посредством которого человек приобретает знание непреднамеренно и при этом оказывается неспособен его эксплицировать, т.е. ясно выразить это знание вербально. Феномен имплицитного научения наблюдается в задачах, где человеку при принятии решения приходится учитывать большое количество связанных между собой параметров. К решению задач такого рода относятся многие виды практической деятельности, например, постановка медицинского диагноза, управление активами на фондовом рынке, а говоря шире – любые задачи классификации с неопределенным заранее набором значимых признаков. Основной вопрос, остающийся спорным по сей день, касается характера репрезентаций, лежащих в основе имплицитного знания, и возможностей его переноса на новые стимулы и ситуации. Приобретение имплицитного знания происходит путём накопления опыта работы в проблемной ситуации. Однако, даже успешно решая подобные задачи, человек не всегда может объяснить, как он это делает. Более того, его эксплицитные знания часто не имеют ничего общего с реальным положением дел. В связи с этим особую актуальность приобретает исследование факторов и условий, способствующих осознанию имплицитных знаний их носителем для последующей передачи другому человеку. Решению указанных вопросов посвящен настоящий проект. В свою очередь раскрытие механизмов имплицитного научения позволит внести весомый вклад в понимание закономерностей функционирования сознания и его взаимоотношений с бессознательным.
Аннотации к заявке и отчету приведены в авторской редакции.
по состоянию на 25.09.2023.