Химики синтезировали карбиновое кольцо из 18 атомов углерода

PLANET-TODAY Пятница, 16 Августа 2019 09:16

Сканирующий комплекс из туннельного и атомно-силового микроскопов помог британским и швейцарским химикам синтезировать циклическую молекулу одной из аллотропных форм углерода. Речь идет, как сообщает журнал Science, о карбине из восемнадцати атомов углерода в конденсированной фазе.

По итогам изучения синтезированной молекулы оказалось, что реальные связи в ее атомах не совпадают с предсказанными при помощи теоретической модели. Ученые с удивлением обнаружили тройные связи, чередующиеся с одинарными.

Углеродные нанотрубки, графен, фуллерены — это аллотропные формы углерода, состоящие из атомов с тремя соседями. В шестидесятых годах прошлого века ученым удалось получить полиины — углеродные цепочки, в которых атомы соединяются только с двумя соседними. Через тридцать лет была доказана реальность циклических полиинов, изучение которых все еще продолжается.

"Эти кольцевые структуры не были изучены до самого недавнего времени. Нас интересовала структура связей между атомами в таких молекулах, и вот теперь, с развитием технологий микроскопии, загадку удалось разрешить", — рассказывает Катарина Кайзер из Исследовательского отдела IBM в Цюрихе. Предполагается, что кольцевые молекулы сложной аллотропной модификации углерода помогут в синтезе методом атомной манипуляции, который сейчас развивается в основном теоретически.

Колесников Андрей