Одним залпом: обнаружены клетки иммунной системы, уничтожающие большинство раковых клеток

Международная группа исследователей открыла новый тип клеток иммунной системы, способных преследовать и уничтожать большинство видов раковых клеток. Открытие может совершить настоящую революцию в области иммунотерапии и привести к появлению универсального метода лечения рака, считают специалисты.

Развитие технологии CAR-T (сhimeric antigen receptor, что можно перевести как химерный рецептор антигена Т-клетки) стало одним из самых новаторских достижений в терапии рака за последние годы. Речь идёт о персонализированном лечении, при котором Т-клетки пациента собирают и перепрограммируют на «преследование» особых белков, обнаруженных на раковых клетках пациента.

В 2017 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило первое подобное лечение для молодых пациентов с редким видом рака крови и костного мозга. Но такая терапия является весьма дорогостоящей и чревата серьёзными побочными эффектами. Более того, CAR-T не показала должных результатов в лечении солидных (твёрдых) опухолей, которые встречаются в большинстве всех случаев заболевания.

Ещё одна проблема этого вида терапии заключается в том, что не существует универсального Т-клеточного рецептора (ТКР), который может справляться с самыми разными видами рака у всех пациентов. Но недавнее открытие учёных из Кардиффского университета показывает, что это неверная точка зрения.

Исследователи обнаружили Т-клетки иммунной системы, которые имеют неизвестный ранее рецептор. Последний, как предполагают специалисты, способен преследовать и уничтожать большинство раковых клеток человека. Что самое важное, «новичок» не вредит здоровым клеткам.

Считается, что недавно обнаруженная Т-клетка способна отличать раковые клетки от здоровых, поскольку она фокусируется на молекуле MR1, которая находится на поверхности большего количества раковых клеток. Что интересно, такая молекула имеется почти у всех клеток организма человека. Но, как предполагают учёные, у раковых клеток она несколько отличается, что позволяет «универсальному» ТКР эффективно нацеливаться на широкий спектр опухолей. Иными словами, новый ТКР способен отличать здоровые клетки от раковых, уничтожая только последние.

Специалисты провели исследования в лаборатории и выяснили, что Т-клетки, обладающие новым ТКР, уничтожают раковые клетки лёгких, кожи, крови, толстой кишки, молочной железы, костей, простаты, яичников, почек и шейки матки. При этом они, как было указано выше, игнорировали здоровые клетки.

Исследователи уже провели испытание на больных раком мышах, введя им Т-клетки, способные распознавать MR1. В результате они смогли «очистить» организм животных от раковых клеток. Результат можно сравнить с одобренной терапией CAR-T, которая была испытана на той же модели мышей.

«Современную терапию на основе ТКР можно применять лишь к небольшому количеству пациентов, и она подходит не ко всем онкологическим заболеваниям», — объясняет автор работы профессор Эндрю Сьюэлл (Andrew Sewell).

По его словам, новая таргетная терапия рака открывает новые горизонты, и, возможно, она приведёт к появлению «универсального» лечения этого заболевания.

«Найден единственный тип Т-клеток, который способен уничтожить множество различных типов рака. Ранее никто не верил, что такое возможно», — добавляет Сьюэлл.

На сегодняшний день учёные проводят эксперименты по определению точного молекулярного механизма, с помощью которого раннее неизвестный ТКР отличает здоровые клетки от раковых.

Профессор Сьюэлл считает, что испытания на людях могут начаться в ближайшие несколько лет, если дальнейшие проверки новой терапии на безопасность окажутся успешными.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Nature Immunotherapy.

Евгения Ефимова