Колесница своими руками: как челябинские учёные воссоздавали транспорт эпохи бронзы

Участники проекта рассказали о самых ярких эпизодах научного эксперимента.

В этом году состоялась премьера научно-популярного фильма «Аркаим. Колесница времени». В нём запечатлён исследовательский прорыв: воссоздание практически точной копии колесницы, использовавшейся жителями Южного Урала 4000 лет назад.

В фильм вошли самые яркие эпизоды научного эксперимента, а некоторые тонкости строительства повозки остались за кадром. Как раз о них рассказали непосредственные участники проекта: директор компании «Археос» Владислав Журавлев и инженер-конструктор Марат Садыков.

МЕЧТА, КОТОРАЯ СБЫЛАСЬ

История проекта началась в 2007 году. Тогда Владислав Журавлев и Иван Семьян, ныне руководитель лаборатории экспериментальной археологии ЮУрГУ, учились на историческом факультете ЧелГУ. Под руководством Геннадия Здановича, открывшего Аркаим, студенты сделали небольшой макет древней колесницы, останки которой были найдены при раскопках. Именно в этот момент родилась мечта воссоздать древнюю повозку такой, какой она была 4000 лет назад.

Основой эксперимента стали многолетние исследования учёных Челябинской области и их зарубежных коллег. О том, как тщательно изучались все исторические свидетельства, подробно рассказано в фильме. Было создано несколько прототипов колесниц, но с применением металла и других современных материалов, что значительно отдаляло их от оригинальной повозки.

Воссоздать практически аутентичную колесницу удалось в 2021 году. За дело взялись Иван Семьян, его коллега Игорь Чечушков, Владислав Журавлев и Марат Садыков. Им помогали несколько десятков мастеров: кожевенники, косторезы, плотники и столяры. Чтобы реализовать столь сложную задачу, потребовались и финансовые вложения. Инициативу по воссозданию колесницы поддержали на федеральном и региональном уровнях. Группа экспериментаторов получила грант Российского фонда фундаментальных исследований, воплощению идеи посодействовали правительство Челябинской области, «Фонд социальных и культурных инициатив – 2020», спонсоры.

НИ ЕДИНОГО ГВОЗДЯ

Работа над колесницей велась на основе чертежа, сделанного при раскопках. Размеры большинства элементов повозки соответствуют оригинальным. Сохранен диаметр колеса, размеры колеи колёс, площадки основных конструктивных элементов, важных для проведения эксперимента. А вот некоторые детали, например, дышло, пришлось скорректировать. Современные лошади оказались на порядок выше своих аркаимских предков.

Реконструкторы старались «нащупать» технологии, которые использовали аркаимцы. Использовались инструменты эпохи бронзового века – стояла задача повторить труд древних мастеров настолько, насколько это возможно. В колеснице нет ни одного гвоздя или шурупа. Все крепежи сделаны по канонам древней «автопромышленности»: с помощью костного клея, кожаных ремней, сухожилий животных. Чтобы не возникало трения, деревянные элементы смазаны животным жиром. Он долго не высыхает и защищает от износа.

Целый месяц ушёл на поиск технологии, как лучше вымачивать и гнуть дерево. В качестве материала было решено использовать дуб. Установить доподлинно, какую породу применяли аркаимцы, невозможно – дерево не сохранилось. Однако, как отмечают учёные, идея с дубом не лишена исторической правдоподобности. Синташтинцы вполне могли добывать эту породу для своих нужд.

Колеса воссозданной колесницы обмотаны специальными чехлами из дублёной кожи, своеобразными покрышками. Как показали эксперименты, дубовые колеса уже после 200-метрового заезда по пересечённой местности начинают щепиться. Так учёные убедились, что найденные при археологических раскопках чехлы, – это не украшение, а важный функциональный элемент. «Покрышки» на колеснице, запечатлённой в фильме, использовались весь прошлый сезон и прослужат ещё.

— Мы перепробовали несколько конструкций колесниц, но не все они оказались надёжными и прочными в должной степени, — подытожил Марат Садыков. — Чтобы разгонять колесницу до 40 километров в час в степи, нужно обеспечить безопасность возничего. В итоге мы выбрали самый пригодный для серьёзных испытаний колесничный комплекс.

ЮЖНЫЙ УРАЛ КАК ЦЕНТР ИСТОРИИ

Повозку проверяли в естественных условиях, на территории около Аркаима. Реконструкторам было важно посмотреть, как будет вести себя конструкция на степном ландшафте. В фильме показано, как Иван Семьян смог разогнаться на колеснице до 40 километров в час и выполнить несколько разворотов. Эксперимент стал ключом к пониманию роли культуры Аркаима в мировой истории.

— Синташтинская культура широко известна среди учёных, живущих в разных странах, — прокомментировал Владислав Журавлев. — Складывается ощущение, что у мирового сообщества интерес к Аркаиму больше, чем у самих южноуральцев. Наша задача – показать, что Южный Урал на самом деле был не просто частью мировых процессов, а ключевым их местом. Колесница, изобретённая аркаимцами, – один из ярких примеров, иллюстрирующих этот факт. Мы стремимся к тому, чтобы Урал в сознании людей закрепился как место богатое историей, чтобы жители Челябинской области гордились своей малой родиной.

Познакомиться с Южным Уралом эпохи бронзы можно будет на фестивале «Пламя Аркаима», который пройдёт этим летом. Его организаторы обещают показать реконструкцию колесничных боев.

Екатерина Самойловских

Источник: МК – Урал
Фото: Владислав Журавлев

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Помог ли вам материал?
0    0